- 6135 просмотров
Детские писатели могут возмущаться сколько угодно, но против правды не попрёшь: путь к сердцу юного читателя начинается с иллюстраций. Именно они служат мотивом, заставляющим ребёнка взять в руки книжку. Больше скажем, иллюстрации вполне могут заменить и сам рассказ, при условии, что сделаны мастером. Правда, среди художников-иллюстраторов единства, как нужно оформлять книги для детей, так и не достигнуто. Кто-то считает, что картинка должна давать ребёнку полное представление об окружающем мире, другие пытаются в работе копировать уровень детского творчества, для, якобы, лучшего понимания возрастной аудиторией. Но разделение это, весьма условно, в чём легко убедиться, ознакомившись с обширной коллекцией детской литературы в Гуманитарном центре. Столько стилей, техник, манер исполнения, графических и живописных решений, фантазии! Это надо увидеть! Интересно узнать, кому мы обязаны всем этим многоцветным книжным богатством. Требуем имён и фамилий!
Так мы с вами здесь надолго останемся, учитывая, сколько выпускается детских книжек, и сколько художников над ними трудились. Давайте, вместе с учениками из 2-й гимназии вспомним классиков этого жанра, известных нам с раннего детства.
Иван Яковлевич Билибин. Его иллюстрации к русским народным сказкам до сих пор восхищают даже взрослых. Филигранность рисунка, знание костюмов и предметов быта, настоящий русский колорит – всё это сделало его работы признанным эталоном иллюстрации. Такая книга обязательно должна быть на детской полке.
Юрий Васнецов – художник совсем другой манеры, более народной, лубковой, но по книжкам с его картинками учатся читать уже несколько поколений. Навсегда вошли в классику детского искусства и более поздние иллюстрации Васнецова. В 1934 увидели свет «Путаница» К. Чуковского, в 1935 году - «Три медведя» Л. Толстого, в 1941-м - «Теремок» С. Маршака. Далее «Краденое солнце», «Кошкин дом», «Пятьдесят поросят», «Конек-горбунок».
Леонид Владимирский создал и подарил нам образ одного из самых узнаваемых сказочных героев – Буратино. Невозможно представить отныне неунывающего деревянного человечка в другом обличии. А ещё в активе художника герои «Волшебника Изумрудного города» и «Урфин Джюс».
Признанными мастерами в создании сказочных героев считаются художники-мультипликаторы. Нарисованные ими персонажи завоёвывают аудиторию сразу и надолго, если в них вложена душа и талант творца. Эдуард Назаров – это он нарисовал для нас горячо любимого всеми Винни-Пуха и его друзей, а также героев светлого мультика «Жил-был пёс».
После таких рассказов и демонстраций непременно хочется творить самому, рисовать и раскрашивать, попробовать ощутить себя художником-иллюстратором. Вся аудитория обзавелась бумагой и карандашами, погрузилась в работу. Задание – изобразить своих любимых сказочных героев.
Пока же дети рисуют, возвращаемся на родную землю. Кто сказал, что у нас нет своих дарований? Почему они нам неизвестны? Давайте исправляться.
В Иркутске немало авторов, пишущих для детей. А кто оформляет их книги, что мы знаем об этих незримых соавторах? Для примера возьмём книжку Владимира Скифа «Шла по улице корова» с лихими красочными иллюстрациями Игоря Смирнова. Ради этой работы ему пришлось из иконописца стать живописцем и графиком. Получилось весело и задорно.
Денис Серков – художник реалистичной манеры, его герои часто имеют живые прототипы, хотя художник помещает их в ситуации фантастические и парадоксальные. Все книги, им иллюстрированные, хочется рассматривать долго, держать в отдельной рамке. Именно он является оформителем книг всем нам известных Юрия Баранова и Марии Артемьевой.
Увлекательное это занятие, рисовать сказки, затягивающее. Самому создавать неведомый мир и его героев - это так здорово! Всё начинается с желания, с чистого листа, карандаша и красок. Дерзайте, юные таланты!